Вечер в доме Герлен: котильон
Котильон - это одно из самых распространенных развлечений на балу XIX века. В месте с этим мы очень мало чего о нем знаем. Путаницу и сумятицу вносят разноречивые и иногда противоречащие описания этого танца. Котильон был настолько распространен, что упоминается даже в романе известного русского поэта "Евгений Онегин". Большая популярность этого танца послужила причиной его большой распространенности. А из-за большой географической распространенности возникли различные его варианты.
Да и с течением времени котильон сильно менялся. В начале века это был танец схожий с кадрилью, только между фигурами все кто стоял в каре танцевали какой-либо танец по большому кругу. Отсюда и название котильон - от фр. юбка. Название родилось как бы в противовес кадрили, где пары стоят по квадрату - в каре.
Сейчас котильон станцевать как танец достаточно сложно. Всем очень не хватает практики в кадрилях. Так что пока мы будет танцевать котильон на гран-фигурах, где не очень важно построение и не используются фигуры кадрили.
Основным моментом котильона, сделавшим его очень популярным, является то, что дама имеет право выбора. Не во всех случаях. В не которых случаях выбор несколько завуалирован. Но тем не менее он есть. Многие наверно знают "вальс с цветком". Так вот это одна из возможных фигур кадрили, так называемая фигура-игра, в которой прямой выбор дамы никак не прикрыт (хотя и сильно ограничен).
Но перейдем ближе к делу.
На балу будет котильон состоящий из пяти фигур и двух переходов. Некоторые фигуры уже достаточно известны и были уже нами введены в обиход. А суть новых фигур мы раскрывать не будем. Опишем лишь критичные места.
Фигуры котильона
- Приветствие (марш)
- Молния (галоп)
- Переход
- Испытание сердца (игра, вальс)
- Скачки через платок (игра)
- Переход
- Поле битвы (вальс)
Описание фигур
Приветствие
- Все встают в круг в открытой променадной позиции.
- Идут под музыку по кругу. По команде распорядителя, не теряя такта разворачиваются в центр оставляя свою даму справа от себя.
- Далее, весь круг визуально делится как бы на прямоугольник (по сторонам зала). Те пары что стоят на ко короткой стороне зала идут навстречу друг к другу, делают поклон, после чего возвращаются.
- Тоже повторяют пары на длинной стороне зала.
- После этого идут по кругу опять и повторяют фигуру заново по музыке.
Молния
- Пары образуют колонну.
- Первая пара разворачивается лицом к колонне и галопом по зигзагу движется скозь колонну проходя мимо каждой пары.
- Когда первая пара дошла до середины то же начинает делать вторая.
- Вся колонна при этом должна двигаться вперед, таким образом, что первая пара опять оказывается в начале колонны. На этом фигура заканчивается
Испытание сердца
- Суть этой экстраординарной фигуры мы пока утаим. Однако заметим, что в ней дама делает выбор сразу двух кавалеров.
- После чего её выбор должен рассудить случай.
- Удачливый кавалер танцует с дамой круг вальса.
Скачки через платок
- Дамы и кавалеры выстраиваются в 2 колонны друг напротив друга. Первой паре выдается платок.
- Первая пара проносит платок над головами дам после чего проносит платок под ногами у кавалеров (те прыгают чтобы не застрять в платке).
- Таким образом первая пара возвращается на исходное место. После чего отдает платок следующей паре и идет в конец колонны.
- Если кавалер не смог перепрыгнуть платок то он предлагает руку даме что поймала его платком. А её кавалер предлагает руку даме пойманного кавалера. После чего пойманный кавалер идет с дамой в начало колонны, а первый кавалер с его дамой идет в конец колонны и скачки продолжаются.
- То же если дама запутается в платке - кавалер поймавший ей предлагает ей руку и идет с ней в начало колонны.
Поле битвы
- Всем кавалерам выдается реквизит - шарики.
- Начинается общий вальс в тех парах что получились от предыдущей фигуры.
- Кавалеры могут отобрать даму у любого другого лопнув его шарик.
- Таким образом разгорается настоящая битва за дам сопровождаемая канонадой.
Переход
- Иногда описывается как отдельная фигура, но мы будем использовать как небольшую связку между фигурами.
- Все выстраиваются в 2 колонны. Дамы напротив кавалеров.
- Дамы поднимают руки образуя воротики.
- Кавалеры проходят в воротики обходя своих дам справа. Таким образом дамы и кавалеры меняются своими местами. Все это не теряя такта.
- Кавалеры поднимают руки воротиками и в них проходят дамы. Все возвращаются на свои места.
- После чего все идут за первой парой.
В целом фигуры достаточно просты. Главное слушать распорядителя и следовать за музыкой. Всем приятного вечера. И простите великодушно, что так поздно выкладываю описание.
Всегда ваш, Дутиков Дмитрий