Вечер в доме Герлен: котильон

Котильон - это одно из самых распространенных развлечений на балу XIX века. В месте с этим мы очень мало чего о нем знаем. Путаницу и сумятицу вносят разноречивые и иногда противоречащие описания этого танца. Котильон был настолько распространен, что упоминается даже в романе известного русского поэта "Евгений Онегин". Большая популярность этого танца послужила причиной его большой распространенности. А из-за большой географической распространенности возникли различные его варианты.

Да и с течением времени котильон сильно менялся. В начале века это был танец схожий с кадрилью, только между фигурами все кто стоял в каре танцевали какой-либо танец по большому кругу. Отсюда и название котильон - от фр. юбка. Название родилось как бы в противовес кадрили, где пары стоят по квадрату - в каре.

Сейчас котильон станцевать как танец достаточно сложно. Всем очень не хватает практики в кадрилях. Так что пока мы будет танцевать котильон на гран-фигурах, где не очень важно построение и не используются фигуры кадрили.

Основным моментом котильона, сделавшим его очень популярным, является то, что дама имеет право выбора. Не во всех случаях. В не которых случаях выбор несколько завуалирован. Но тем не менее он есть. Многие наверно знают "вальс с цветком". Так вот это одна из возможных фигур кадрили, так называемая фигура-игра, в которой прямой выбор дамы никак не прикрыт (хотя и сильно ограничен).

Но перейдем ближе к делу.

На балу будет котильон состоящий из пяти фигур и двух переходов. Некоторые фигуры уже достаточно известны и были уже нами введены в обиход. А суть новых фигур мы раскрывать не будем. Опишем лишь критичные места.

Фигуры котильона

  1. Приветствие (марш)
  2. Молния (галоп)
  3. Переход
  4. Испытание сердца (игра, вальс)
  5. Скачки через платок (игра)
  6. Переход
  7. Поле битвы (вальс)

Описание фигур

Приветствие

  • Все встают в круг в открытой променадной позиции.
  • Идут под музыку по кругу. По команде распорядителя, не теряя такта разворачиваются в центр оставляя свою даму справа от себя.
  • Далее, весь круг визуально делится как бы на прямоугольник (по сторонам зала). Те пары что стоят на ко короткой стороне зала идут навстречу друг к другу, делают поклон, после чего возвращаются.
  • Тоже повторяют пары на длинной стороне зала.
  • После этого идут по кругу опять и повторяют фигуру заново по музыке.

Молния

  • Пары образуют колонну.
  • Первая пара разворачивается лицом к колонне и галопом по зигзагу движется скозь колонну проходя мимо каждой пары.
  • Когда первая пара дошла до середины то же начинает делать вторая.
  • Вся колонна при этом должна двигаться вперед, таким образом, что первая пара опять оказывается в начале колонны. На этом фигура заканчивается

Испытание сердца

  • Суть этой экстраординарной фигуры мы пока утаим. Однако заметим, что в ней дама делает выбор сразу двух кавалеров.
  • После чего её выбор должен рассудить случай.
  • Удачливый кавалер танцует с дамой круг вальса.

Скачки через платок

  • Дамы и кавалеры выстраиваются в 2 колонны друг напротив друга. Первой паре выдается платок.
  • Первая пара проносит платок над головами дам после чего проносит платок под ногами у кавалеров (те прыгают чтобы не застрять в платке).
  • Таким образом первая пара возвращается на исходное место.  После чего отдает платок следующей паре и идет в конец колонны.
  • Если кавалер не смог перепрыгнуть платок то он предлагает руку даме что поймала его платком. А её кавалер предлагает руку даме пойманного кавалера. После чего пойманный кавалер идет с дамой в начало колонны, а первый кавалер с его дамой идет в конец колонны и скачки продолжаются.
  • То же если дама запутается в платке - кавалер поймавший ей предлагает ей руку и идет с ней в начало колонны.

Поле битвы

  • Всем кавалерам выдается реквизит - шарики.
  • Начинается общий вальс в тех парах что получились от предыдущей фигуры.
  • Кавалеры могут отобрать даму у любого другого лопнув его шарик.
  • Таким образом разгорается настоящая битва за дам сопровождаемая канонадой.

Переход

  • Иногда описывается как отдельная фигура, но мы будем использовать как небольшую связку между фигурами.
  • Все выстраиваются в 2 колонны. Дамы напротив кавалеров.
  • Дамы поднимают руки образуя воротики.
  • Кавалеры проходят в воротики обходя своих дам справа. Таким образом дамы и кавалеры меняются своими местами. Все это не теряя такта.
  • Кавалеры поднимают руки воротиками и в них проходят дамы. Все возвращаются на свои места.
  • После чего все идут за первой парой.

В целом фигуры достаточно просты. Главное слушать распорядителя и следовать за музыкой. Всем приятного вечера. И простите великодушно, что так поздно выкладываю описание.

Всегда ваш, Дутиков Дмитрий

Нет комментариев
Добавить комментарий
© 2008-2024 Клуб Королевство, г. Миасс Сайт работает при поддержке Института минералогии УрО РАН г. Миасс