Русские танцы: первый взгляд

Нынче был на вечёрке.

Как я туда попал - отдельная история. Впрочем она не настолько длинная чтобы не осветить этот путь непосредственно здесь.

Не так давно ум мой занимала одна сложная проблема: как совместить ирландские танцы и общественный характер исполняемых нами танцев? Да, по началу казалось, что это просто очень веселые, колоритные танцы. Мы долго отрабатывали шаги, учили схемы. Даже делали показательные выступления и провели ирландскую вечеринку. Чуть позже выяснилось, что танцы эти имеют совершенно определенный спортивный уклон. Есть Специальные комиссии принимающие экзамены и фиксирующие спортивные достижения, даже медальки дают. А вот как общественные эти танцы исполняют уже когда за 40 лет. До этого - будь добр сдавай градации и участвуй в соревнованиях.

Была в этом какая-то фальшь. На Галантном веке 2009 года общался с дамой из Шотландии, Фионой Грант. Специально спросил у Фионы, знает ли она ирландские танцы, она ответила, что знает. "А танцуете ли вы кейли?" - спросил я, - "нет, что вы, это очень тяжело, их танцуют только молодые люди, я танцую сеты".

Чтобы было понятно, сеты - это кадрили. Я как-то уже заикался, что хочу написать статью с громким названием "Кадриль как наивысшая устойчивая форма танца", но пока не написал, для начала хочу увидеть русские кадрили. Если вкратце, то кадриль - это танец французского происхождения, появился на балах и в салонах где-то в 18 веке, после чего получил широкое распространение и большую популярность.

Мысль сначала зацепилась за сеты - да, это истинно общественные танцы, они не спортивные, не сценические, они танцуются сегодня... Потом мысль пошла в сторону шан-носа (старый стиль танцования в Ирландии). Конечно отыскивался материал, смотрел много видео. Заодно нашел материалы по кейп-бретону - шотландскому народному степу. А потом я неожиданно понял. Очень вдруг и очень неожиданно: зачем нам заниматься ирландскими сетами? Вот зачем, если есть русские кадрили?

Мысль оказалась интересной. Более того, по началу она даже показалась удачной: русские танцы хоть и находятся в каком-то полуживом состоянии, но они еще есть и технику и схемы можно отыскать, взять и давать дальше. в дальнейшем все оказалось гораздо сложнее. Выяснилось, что есть они русские танцы, но в двух формах в народной и народно-сценической. Что не очень стыкуется с нашими желаниями и потребностями. Поэтому я лично для себя решил взяться за эту тему и потихоньку её ковырять.

Свои ковыряния я начал с костюма. Это излюбленная методика дилетантов вроде меня - создать сначала внешний вид, оболочку, а потом уходить вглубь. Пошел я к Кузнецовой, рассказал про свою идею, озадачил очень сильно постановкой вопроса: нужен современный костюм в русском стиле, в меру официальный, но с узнаваемыми русскими элементами, костюм должен быть таким, чтобы в нем можно было сегодня гулять по улицам не вызывая недоуменных взглядов. Ну, думаю с этой задачей мы справимся, а вот что же с танцами.

Там же при разговоре с Татьяной Владимировной к ней в ателье зашла тётенька, к каковой меня и перенаправили тут же. Выяснилось, что это руководитель Алых парусов (местного коллектива танцовального). Она тут же достала книжку с картинками, картинки были занятные, да вот только привлекли меня схемы танцев. Опытный взгляд тут же выцепил их из кучи страниц. Я, конечно же, спросил, что это такое? Рассказал вкратце свою идею и был направлен в училище, простите, колледж культуры.

В колледж я пошел незамедлительно. Нашел там отрекомендованных мне людей и имел с ними средней продолжительности разговор, в котором мы - о чудо! - поняли друг друга! Впервые я от кого-то услышал: "наши танцы не интересно смотреть, их интересно танцевать друг с другом", - и это вы мне говорите! Сколько раз я повторял ровно те же слова! В разговоре мы наметили приблизительный путь и ряд мероприятий, каковой надо предпринять для дальнейшего развития. Мне рассказали, что в колледже существует некий клуб, который собирается на так называемые вечерки - вечера с танцами песнями и играми, куда меня и пригласили - чтобы посмотреть - как оно.

Так вот нынче был на вечерке. Замечательно провел вечер и получил неизгладимые впечатления. По злой традиции я опоздал, хотя за стол еще не садились. Посидели попили чай, пообщались. Потом дружно все подорвались на улицу. На улице мы сначала играли, потом игры плавно перешли в хоровод, а хоровод плавно перешел в танцы.

Танцы! Как удивительно было видеть что-то до боли знакомое. Думаю не нужно повторять, что на танцы я уже смотрю весьма предвзято. Во первых я ярый латиноненавистник. Нельзя в России танцевать латину - сальсу и прочие меренги, лихие уральские парни отпласывающие бачату - это нонсенс. Поэтому я всегда стремился к более сдержанным "северным"  танцам, откуда и появилась тяга к ирландским танцам, шотландским контрдансам и собственно бальным танцам. Я знаком с ирландскими танцами, шотландскими, французскими, немецкими и польскими наконец. Я не по наслышке знаком с классикой и барочными танцами. На основе всего этого у меня складывается даже некоторое понимание пути развития танцев. Но это я что-то отступил.

Танцы. Таки ой, что-то мне все это сильно напомнило кейли ирландское кейли и шотландское кейли и польский танец, и французские танцы 16 века. Вы как хотите, а я прихожу к выводу, что "степеней свободы" не так много, чтобы у всех народов танцы как-то кардинально отличались. Сегодня я видел что-то похожее на волны тори, что-то похожее на бранли, на шотландский рил. В том виде, в котором я нашел сегодня русские танцы их вполне можно отнести к разряду кейли-танцев. Ну, эти разряды надуманы конечно, но очень похоже.

Впрочем, проводя аналогии важно не заплутать и не ограничивать своего сознания. Всех вариантов танцев я пока не видел. Дальше будет больше и понятнее. А сейчас я вижу, что с таким материалом работать можно, нужно и это очень приятно. Даст Бог, и семена этих танцев удастся посеять на большом поле.

Подспудно вылез еще один немаловажный вопрос, что такое танец? Ну в общем-то, глупый вопрос, примерно как, что такое жизнь. Впрочем меня интересуют совершенно конкретные моменты.  Пока я могу выделить форму танца и технику танца. Ну, скажем, есть вальсовые шаги и вальсовый поворот и есть вальс который танцуют по кругу. Все это называют просто вальс. Но раз это вальс, то что такое полька? - её тоже по кругу танцуют. А как быть с французскими кадрилями, где в фигурах может использоваться вальсовая техника?

Так вот вальс - это соединение техники и формы, техника - шаги, повороты и фигуры, форма - большой круг. А что такое кадрили? Ну форма - квадрат, а техника?  - а техника, какая угодно. При этом принято кадрили называть танцем. При этом есть еще такое понятие как пляска. По началу я думал, что пляска - это техника без формы (просто все топчутся как попало), но под такое определение попадает и весь балет - техника есть, формы нет. Впрочем, балет - это отдельная история и форма там есть, просто её в другом месте искать надо.

В общем, вполне очевидно, что для завершения размышлений нужна дополнительная информация.

За сим раскланиваюсь. В скором времени напишу про кадриль, как форму танца.

Комментарии (3)
29 апр 2011 Блинова Ольга

И мы, и мы были на этой вечерке. Всей семьей. И еще пойдем, если будет. Танцы под гармошку, балалайку и живое пение - это здорово! "Наши танцы не интересно смотреть, их интересно танцевать друг с другом" - да Хотя смотреть было тоже интересно (дитё не пускало поучаствовать)))

Меня рассмешила игра в кругу где надо было поймать Анюту :) Забавно было даже смотреть.

30 апр 2011 Блинова Ольга

Ага ))) Вроде жмурок, но, по-моему, забавнее. Особенно когда было две "Анюты" )))

Добавить комментарий
© 2008 Клуб Королевство, г. Миасс Челябинской области Сайт работает при поддержке Института минералогии УрО РАН г. Миасс