Современный бал
Предисловие. Уважаемые читатели и члены клуба! Ниже я изложил свои измышления о пути развития бальных танцев в России и, в частности, в нашем городе (Миасс). Мое мнение не обязано совпадать с вашим, более того Вы по своему правы (а по моему нет). Измышления свои я привел для ознакомления всеми членами клуба, поскольку пока я его художественный руководитель, балы в нашем городе будут выглядеть так и подразумевать именно это. Не факт, что я не поменяю своего мнения, мое мнение с течением времени меняется, чаще всего структура системы которую я себе представляется упрощается и становится более прочной. Не смотря на заявленную категоричность, я всегда открыт для Ваших идей, даже если сразу их отвергаю, впоследствии они могут всплыть весьма неожиданно.
Истоки. Когда-то танцы, которыми мы занимаемся были уделом ролевиков или, как их называют несведущие люди - толкенистов. Балы по тем временам устраивались в рамках игр, они были элементом игр. Позднее балы начали устраиваться отдельно, в рамках ролевых фестивалей. В связи с объективно существовавшим процессом расслоения ролевого движения балы постепенно выделились в отдельное движение. Сейчас это движение теряет свои ролевые корни и лично я вовсе даже никогда и не был ролевиком.
Первоначально наши танцы назывались историческими, балы также назывались историческими. Такое название хорошо соответствовало современности, моде на все историчное, на всякие штуки "давно минувших лет", а то и веков. Собственно говоря, такое название, в некоторой степени, до сих пор актуально и широко используется. Постепенно мода на "исторические танцы" распространялась. Начали собираться всевозможные фестивали. Чем больше, тем лучше. В иных городах их по нескольку штук от каждого клуба проводят. И вот тут-то на нас нагрянул Фабио Моллика.
С Фабио сегодня не считаться нельзя. Фабио и Симонетта - это два столпа сегодняшних "исторических танцев" в России. Всё, что мы сегодня танцуем - это либо шотландские КД (или переделки ШКД), кадрили, восстановленные или поставленные Фабио, польку их у нас всего несколько, мазурки (они у нас не популярны) и конечно вальсы. Почти всё это или поставлено или обработано Фабио Моллика. Как минимум он провёл гигантскую работу по подбору музыки. Фабио это танцевальный гигант нашей современности и это только лишь преуменьшение, стоит упомянуть, что он учился в ГИТИСе и является доктором исторических наук. Симонетта - это сертифицированный преподаватель ШКД. Я знаю, что надо для того чтобы получить сертификат, поверьте - это не так просто (хотя вполне реально).
Так вот, к чему я об этих людях. А к тому, что с их приходом в Россию, развитие наших бальных танцев на основе остатков бальной культуры практически прекратилось. Всё, теперь мы танцуем только итальянские танцы, практически только танцы Итальянского Общества Танцев. В чем суть, в чем система этих танцев? Фабио проделал огромную работу по сбору информации по танцевальным культурам XIX века, по систематизации всех известных техник. Из всей этой кучи он выделил все общие моменты и на основании этого построил более или менее стройную систему общественных танцев XIX века.
Понятно, что получившаяся система - это среднее по больнице. Даже не смотря на то, что Фабио ничего не усреднял, а только лишь брал всё, что было общего, без допиливания системы напильником у него явно не обошлось, и местами это видно. Хорошо всё это или плохо - не задача моей статьи об этом судить, сегодня - это данность. Надо с этой данностью считаться.
И так мы имеем некое танцевальное сообщество, состоящее частично из ролевиков, частично из людей которые о ролевых играх вообще ничего не знают. У нас есть система танцев итальянского Общества танцев, все танцы мы танцуем в рамках неё и свои танцы приводим к этой системе, потому что альтернатив нет. У нас есть куча мероприятий разного качества характера и направленности называемых балами. Наконец у нас есть амбиции привнести в современное общество культуру бальных танцев, сделать всё, чтобы она там закрепилась.
Амбиции. Напоминаю всем, что цель клуба - это привнесение в современное общество культуры бальных танцев. Культура бальных танцев зиждется на трех столпах:
- танцы+музыка
- этикет
- формат мероприятия
С танцами и музыкой всё более или менее понятно. С музыкой есть определённая проблема: сегодня музыки нет, есть только запись. Для бала запись не подходит. Бал должен проходить под живую музыку. Таким образом, работа по сбору нотного материала это одно из приоритетных направлений по развитию бальных танцев сегодня.
С танцами другая проблема - название. Наименование "исторические танцы" является полнейшим абсурдом. Не знаю кому в голову пришла идея называть танцы "историческими", однако этот термин возник только в самом конце XX века. Нигде в литературе этот термин не встречается. Подозреваю, что термин возник как компиляция сути явления, названия предмета в курсе классической хореографии "Историко-бытовой танец" и английского термина "old time dances".
Old time dances - танцы старого времени - под этим англоязычные танцоры понимаю всего-лишь "не модные сегодня танцы". Под танцы старого времени гребут все и плейфордовские контрдансы и вальсы в умеренном темпе (в противовес более популярным венским вальсам), здесь и тустепы и еще много чего, что, в общем-то, до сих пор танцуют.
Что такое историко-бытовой танец? - это учебная дисциплина, в рамках которой хореографы начала XX века постарались законсервировать бальные танцы и культуру. Ситуация в стране была дикая, балы и бальные танцы запрещали, как атрибуты буржуазного класса-угнетателя пролетариата. На смену бальным танцам пришла советская программа бальных танцев включавшая в себя обработанные танцы народов СССР. Честь и хвала Васильевой-Рождественской, Ворониной, Ивановскому за их книги по историко-бытовому танцу. Их труды действительно во многом помогли сохранению бальной культуры.
Мы долго договаривались, как же всё-таки нам называть наши танцы? Пришли к выводу, что мы танцуем просто "бальные танцы". Такой термин четко попадает в определение балов. Бальные танцы - танцы исполняемые не балах. Термин "общественные танцы" в названии клуба - это вариант прямого перевода social dance, другой вариант перевода - социальные танцы. По некоторым причинам мне лично не нравится словосочетание социальные танцы, поэтому я настаиваю на моем варианте перевода.
Наш клуб достаточно долго назывался клубом исторического танца. Вообще многие другие студии и клубы до сих пор так называются. После осознания того, что термин "исторические танцы" никак не вяжется с действительностью клуб был переименован. Переименование это до сих пор плохо воспринимается некоторыми журналистами, которые с упорством достойным лучшего применения продолжают называть нас клубом исторических танцев, занимающимся танцами давно минувших веков.
Я лично имел спор с одним из журналистов. Одним из аргументов в споре было утверждение о том, что люди не понимают, что такое "общественные танцы", зато прекрасно понимают, что такое "исторические танцы", журналист даже быстро провел опрос близсидящих коллег. Могу с этим согласиться. Однако, замечу, что понимание предмета и правильное понимание предмета - это две разные вещи. Пусть лучше люди не понимают, что такое "общественные танцы", чем думают будто мы занимаемся "ну там вальсами, менуэтами, краковяками" не понимая при этом сути происходящего.
Между тем термин social dance имеет более точный перевод, согласованный с системой классической хореографии и собственно предметом историко-бытовой танец. В русской хореографической традиции упомянутому термину соответствует термин бытовой танец. Собственно же словосочетание social dance повсеместно встречается в литературе XIX века применительно как раз к бальным танцам, которыми мы занимаемся.
Таким образом, можно заключить, что наши бальные танцы - суть бытовые танцы, они же общественные танцы, как калька с иностранного термина.
Важно отметить, что параллельно бальным танцам существует целый набор социальных танцев, которые так же можно отнести к категории общественных. Так сегодня в России активно развивается сальса и сопутствующие ей меренге, бачата; хастл и линдихоп; аргентинское танго. Все эти танцы принято объединять под названием социальные танцы. Такая ситуация сложилась в силу того, что оные танцы развиваются силами тренеров спортивного бального танца, отнюдь не всегда знакомых с историей танца, классической хореографией, и не склонные к анализу последствий своей деятельности. Так или иначе эти танцы состоят в той же группе, что и бальные танцы.
Таким образом, нам важно помнить, что мы занимаемся бытовыми танцами - танцами которые просто танцуют, танцуют для того чтобы танцевать. Вся деятельность клуба должна быть согласована с этим. Важно отметить, что данной концепции резко противоречат выступления на сцене. В современном обществе отвыкшем танцевать существует устоявшийся стереотип о том, что бальные танцы да и вообще танцы - это для выступлений и соревнований. Люди просто не понимают, что можно красиво танцевать не на сцене и не на соревнованиях - просто так для себя уже больше полувека не танцуют. Это проблема. Это большая проблема, поэтому давайте не будем усугублять этот стереотип.
Между тем людям всё равно хочется сначала увидеть: "можно мы придем просто посмотреть?" - это вопрос который меня каждый раз коробит. Я уже привык к этому вопросу, тем не менее он меня коробит: на что вы хотите смотреть? - перед вами никто не собирается выступать. Чтобы не шокировать публику резким переходом к бытовым танцам необходимо проводить показательные выступления. Показательные выступления - это выступления совершенно иного характера - это выступления не на сцене, их можно скорее отнести к перфомансу, действию происходящему в непосредственном контакте со зрителями, делая зрителя соучастником происходящего. Кроме того, важно стараться вместе с показательными выступлениями проводить какие-либо мастер-классы, где люди могли бы быстренько освоить пару танцев.
Я часто общаюсь со всякими начальниками и директорами всевозможных ДК, и каждый раз приходится объяснять чем мы не занимаемся. В ходе работы я выработал простое и понятное правило: если люди встают и танцуют нам это интересно, если танцуем только мы - нам это не интересно.
Сегодня существует множество форматов танцевальных мероприятий. Теме обзора этих форматов посвящено много статей, сообщений, записей. Более того, этот вопрос обсуждался на фестивале ГВ2012. На мой взгляд все правы, однако, подходят к построению системы балов основываясь на неверном мироощущении. Все, кто пишет и говорит о балах воспринимают сам бал как некую игру: "давайте окунаться в эпоху", "почему-то у нас не соблюдается этикет заявленной эпохи на балу", "откуда возникает проблема соблюдения дресс-кода, это же совсем не дорого и доступно" и тд.. Многие проблемы проистекают из отношения к балу как к игре.
Давайте поставим себя на место "обычного человека": "бал - это же игра, ну зачем так заморачиваться с играми, такой сложный дресс-код". Этикет, говорите? Этикет - это не просто свод правил которые достаточно исполнять и все будет хорошо. Этикет - это система взаимоотношений в обществе, этикет работает только тогда, когда он принят всеми в обществе. Вот не принято сейчас даме руку подавать при выходе из транспорта и если ты подашь незнакомой даме руку, она просто не поймет тебя. Да и зачем подавать, ведь она и так выберется из маршрутки, она ведь в штанах, не в юбке. Так же и на балу, если на балу не действуют все правила этикета, в том числе общество не осуждает неправильные действия, если человек не боится, что его изгонят из общества за неподобающее поведение (ну или у него будут какие-то другие проблемы), то этикет не будет работать.
Основываясь на умозительном анализе сегодняшней ситуации с балами, можно сделать вывод, что никакой этикет кроме общебального у нас работать не будет. Как, собственно, он и не работает.
Давайте перестанем играть в балы и всё встанет на своё место. Нет я не призываю делать балы как-то по другому. Я призываю пересмотреть своё отношение к балам. Балы уже прочно вошли в нашу жизнь как вполне достойное явление. Мы танцуем на балах, встречаемся на балах. У нас появляется мода на бальные платья, ведь так или иначе мы смотрим кто как одет и хотим выглядеть лучше. Нам нравятся танцы, нам нравятся балы. Мы хотим привнести в общество бальную культуру. Что, простите, мы хотим привнести в общество? Игры в балы? Общество отвергнет игры в балы, общество прагматично, общество - это зрелые, самоутвердившиеся люди. Обществу нужна культура, а мы сами в балы играем и куда-то лезем непонятно зачем.
Итак мы больше не играем в балы. Бал - это обычное явление, совершенно нормальное для нашего общества. Никто не кривится в усмешке при виде танцующих людей во фраках и платьях. Теперь давайте посмотрим, какие-же бывают балы:
- бал в рамках игры - куда от этого деваться, игры есть и балы в рамках игры будут, но будут они там потому, что все знают, что это такое и представляют как вписать это современное явление в антураж игры.
- бал игра - "просто бал" для многих может показаться не достаточно разнообразным, в особенности, если балы проводятся слишком часто, чтобы разнообразить танцевальное мероприятие в него привносятся элементы игры, которые выполняются большинством участников.
- тематический бал - бал в который привнесен некий антураж для создания атмосферы отличной от стандартного викторианского бала.
- бал исторический - вид современного тематического бала, в котором тему задает определенная эпоха, при этом участники бала могут быть одеты как в общепринятое бальное платье, так и в платье по заданной эпохе. Этикет тем не менее остается всё тот же, потому как другой мы соблюдать не умеем.
- бал-маскарад - разновидность тематического бала в котором позволяется грубое нарушение некоторых правил этикета (не всех), недостойное на обычном балу поведение, вплоть до откровенного разврата, при этом лица участников скрываются масками таким образом, чтобы нельзя было узнать нарушителя.
Всё это касается балов в рамках танцевальной культуры XIX века по которой мы работаем. По более ранним эпохам каждое мероприятие можно считать неформатом. Работаем вы в основном в рамках танцевальной культуры викторианской эпохи, как наиболее близкой нам по времени, так и по духу. В виду имеется не дух эпохи, викторианская эпоха весьма не однозначна, если сказать двусмысленна. Просто это время расцвета бальной культуры, от того мы на него и ориентируемся.
Что должно быть и чего не должно быть на балу? Это зависит от вида проводимого бала. В ролевых и околоролевых балах может быть все что угодно, но все это должно служить цели вписанию бала в антураж игрового процесса. В рамках более обычного бала должен быть пафос, должно быть как можно больше пафоса и танцев. Ведь бал, по определению - это торжественное мероприятие. Я рекомендую балы приурачивать к каким-то торжествам, датам или делать их традиционными. На бал люди приходят общаться и танцевать, поэтому в рамках бала может быть все что угодно кроме показательных танцев. С некоторыми оговорками.
Показательные танцы могут быть частью исторического бала или тематического бала, эти танцы не должны пересекаться с танцами современной моды и должны быть любительского уровня. Потому как пришли обычные люди потанцевать, а тут перед ними кто-то танцует еще лучше, профессионально - зачем?
Все игры на балу должны быть регламентированы. На балу есть джерман, на балу есть перерывы - вот это для игр.
В любом случае важно помнить, что в залу пришли обычные люди потанцевать, показать себя, пообщаться, а не смотреть как перед ними кто-то другой выступает с танцами. Показательные элементы бала не должны перебивать танцевальный настрой участников.
Мне могут возразить, что есть еще много вещей которые не надо допускать на бал. Да, есть, но пусть эти вещи остаются на совести устроителей бала. Мы же оставляем за собой право обсуждать все балы за спиной организаторов и на балы каких-то "отличившихся" организаторов не ездить вовсе. Почему так? Потому что это современная культура, мы современные люди, всё это должно дышать и развиваться самостоятельно. Со своей же стороны мы постараемся просвещать наших учеников, прививать им хороший вкус.
Что делать с дресс-кодом? - ничего не делать! Еще раз повторяюсь, мы не пересматриваем всю концепцию балов, мы ничего не меняем кроме нашего отношения к балу: бал для нас это уже не игра - это современное явление с которым нельзя не считаться. Вот как проводили балы, в каких платьях танцевали так и будем танцевать. Потому что это уже традиция заявлять на наши балы дресс-код по различным эпохам. Более того, это действительно дресс-код, потому, что он формализован. Сегодня на наших балах дамы танцуют либо в ампире, либо в бидермейере, либо второе рококо, либо тюрнюр, причем описаны платья достаточно четко, что сильно напоминает первоначальную суть слова дресс-код.
Для кавалеров традиционно делается послабление в костюме.Давайте просто договоримся, что кавалер должен обязательно быть в более-менее современном фраке. Если кавалер крут, то пусть шьет себе фрак по любой эпохе, но это уже его дело, а обычного фрака вполне достаточно. То есть даже если на бал заявлен ампир, то кавалеры могут приходить в современном фраке, могут приходить в ампирном фраке, но не могут приходить во фраке образца 30-40гг, После 40х гг начинается викторианская эпоха в течение которой фрак не менялся приципеально.
Так же нужно четко прописать минимальный дресс-код для кавалеров. Не просто прописать, а нарисовать картинки, вразумить портных, и сделать список ангажированных портных, чтобы люди могли к ним обращаться со словами: "мне надо минимальный костюм на бал".
Бальная культура. Теперь давайте разберемся, в чем же заключается бальная культура, которую мы все горим привить нашему обществу.
На первый взгляд может показаться, что всё, чем мы занимаемся есть обучение людей танцам в рамках танцевальной школы и устройство балов - чтобы балы были и танцы которые мы учим приобретали смысл. Все это важные аспекты. Балы важны. Школа танцев нужна. Только вот давайте вернемся в XIX век и подумаем, какой она была, танцевальная культура.
Во первых сразу хочу отметить, что балы в России устраивались в основном зимой. Балы - это мероприятие весьма затратное, поскольку бал должен был показать достаток хозяина, поднять оценку его вобществе. Вспомните: "Давал три бала ежегодно и разорился наконец…". К настоящему балу готовились, готовились весьма и весьма заранее. Таким образом балов не было много. Каждый большой дом давал в среднем один бал в год. Балы ложились достаточно кучно по времени и все общество моталось каждый день на бал, но в течение короткого промежутка времени.
На балах было принято танцевать. Танцевали много. Все танцы нам известны. Спрашивается, как люди XIX века могли запомнить танцы и успешно их танцевать если балы раз в год? Очень просто - они танцевали не только на балах. Только таким образом можно держать наши танцы в голове - систематически их танцевать (проверено на опыте). Да раньше учились танцевать, да были учителя танцев. Но они не могли охватить всех. Учителя учили детей, давали им технику, ставили руки, корпус, учили слушать музыку и танцевать наиболее популярные танцы. На этом обучение заканчивалось. Считалось, что ты вполне светский человек, если умеешь танцевать французскую кадриль. Новые же танцы, которые несомненно захватывали танцевальные площадки выучивали уже на месте - глядя как танцуют другие. Это пока для нас сложно, но так было и тому свидетельством времена не столь далекие. Еще наши дедушки и бабушки танцевать учились именно так.
Было такое явление как салонные танцы, это явление было настолько распространено, что даже после его исчезновения в языке всё равно осталось устойчивое словосочетание "салонные танцы". А салоны, как мы знаем, проходили достаточно часто. Пускай некоторые исследователи этикета утверждают, что на салонах не танцевали. Лично я более склонен верить собственным ушам: откуда взялись тогда салонные танцы, если на салонах не танцевали?
И так, существует 2 способа научения танцам. Первый мы освоили - это танцевальная школа. Второй способ - это естественное научение танцам, естественный путь. Естественный путь работает только когда существуют регулярные танцевальные мероприятия с более или менее свободным входом. Тогда группа людей, нахватавшись всяких танцев, на корпоративе начнет танцевать то, что он видел и умеет, а не топтаться в кругу.
Таким образом важнейшим направлением работы клуба является процесс запуска естественного пути распространения танцев в обществе.
Понятно, что мы не сможем проводить регулярные открытые вечеринки, да и естественному пути нужна определенная масса уже танцующих людей. Поэтому сейчас мы делаем все, чтобы научить танцевать как можно больше людей.
Ступени вхождения в бальную культуру. Мы часто сталкиваемся с тем, что люди просто боятся идти на бальные танцы. Им кажется это сложным, им кажется дорого пошить платье, заказать обувь (обычно так прибедняются иногда не верят, что это им понравится, а за ради одного раза им жалко). Кому-то в силу культурного уровня и образования действительно не нужны бальные танцы.
Давайте поразмышляем. Могут ли бальные танцы существовать в вакууме? - в среде в которой нет никаких более танцев кроме бальных. На мой взгляд нет, и об этом свидетельствует, собственно, история развития бальных танцев. Все бальные танцы когда-то были деревенскими, народными. Собственно на первых балах (если их можно так назвать) знать танцевала тоже самое, что и прочий народ, разве что с большей долей этикета. Постепенно возникала мода на танцы. Находились люди обучающие танцам, находились умельцы обучавшие танцам обыкновенным в других странах... и пошло поехало.
Долгое время, практически всегда, бальные танцы и балы сосуществовали не только с танцевальными вечерами, но и с народными танцами, но и салонами и салонными формами танца и всеми промежуточными формами. То есть, в нормальной ситуации сложно прочертить четкие границы между формами меропритий, всегда существуют какие-то переходные формы от бала и до деревенских плясок (ровно как есть переходные формы от немецкого дога до пекинеса, что дает нам основание все их считать собаками). И именно через эти переходные формы происходила миграция танцев. Так было со всеми бальными танцами XIX века, причем как снизу вверх (как, например, вальс), так и сверху вниз (русская кадриль).
Поэтому теперь, если мы хотим надежно внедрить в няаше общество танцевальную культуру, то надо развивать бытовые танцы во всех направлениях. Как часть этого плана - шотландские контрдансы - танцы хоть и бальные, но у нас исполняемы на веселых танцевальных вечеринках, куда можно прийти не только в традиционном шотландском платье но и в любой нарядной одежде. Вторым шагом для нас должны стать традиционные русские танцы. Танцы которые весьма близки нам по духу и любая импровизация и переделка будет верной просто в силу того, что мы люди русские - нам можно. Более того, я склоняюсь к тому, что этим танцам даже и учить не особо надо, потому как мы люди русские, ежели плясать начнем, так сразу правильно и сразу по русски. А приходить на русские танцевальные вечера надо вообще в обычной нашей нарядной одежде (правда с рядом оговорок, типа там юбка ниже колена, сапоги танцевальные и все такое).
Если одновременно будут существовать все эти направления, то люди с легкостью заинтересовавшиеся русскими танцами могут, со временем, заинтересоваться и шотландскими танцами, а там выяснится, что на балах тоже шотландские контрдансы танцуют - так можно и на бал сходить. С другой стороны люди могут отвергать русские танцы как слишком старомодные, не актуальные, зато вот есть шотландские кантри-танцы - остро, модно. Тут главное, чтобы человека зацепило хоть чем-то.
Ну и наконец. Что такое бал? Бал - это танцевальное мероприятие носящее торжественных характер. Все. Точка! Всё остальное - не бал. Дальше иже идут тонкости, как то: определенный набор и порядок танцев, этикет, костюмы (дресс-код). Современный бал - это традиционное торжественное танцевальное мероприятие устраиваемое в честь какого-либо события или в определенное время. Для современных балов характерен определенный этикет, традиция заявлять дресс-код согласно одной из эпох XIX века, наличие минимального дресс-кода (не всегда), определенный набор танцев и сложившаяся традиция в порядке танцев. Основным для современных балов считается создание специфичной бальной атмосферы, стиля взаимоотношения между людьми, чего людям не хватает в повседневной жизни.