общество и общественые танцы - прошлое и будущее
Данная статья написана как некий обзор для общего ознакомления, здесь могут быть некие неточности. Об этом можно сообщить в комментариях.
По мнению ряда философов науки - наука явление присущее европейской, Западной цивилизации. Поэтому влияние общественной и научной мысли ярче всего отражается на европейском обществе.
Общество неоднородно. Для развития некоторых процессов в нем, достаточно небольшого количества людей. Например, считается, что прирожденных предпринимателей около 5%, однако, эти люди являются двигателем экономики, что приводит к глобальным изменениям в обществе. Сложно себе представить современное общество без этих 5%... Также в обществе небольшое количество ученых, писателей, преступников, однако они имеют сильное влияние на общественные процессы. Один ученый и группа из нескольких инженеров способны создать такие изобретения, которые целиком меняют жизненный уклад. Один писатель и несколько издателей (согласитесь, рукопись в столе хоть и не горит, но она слаба, ее нужно тиражировать) создают книги, которые взрывают социум, а из-за горстки маньяков-педофилов или культурно и этнически чуждых хулиганов идут оживленные дискуссии о видах и степенях наказания, собираются огромные митинги в несколько десятков тысяч человек, оставляя глубокие и яркие следы. В то же время, миллионы людей в силу разных причин зачастую неспособны влиять на общественную жизнь.
Известно, что танцы являются одним из проявлений общественной жизни, и, естественно, занимают свою нишу. Из-за различных изменений в научной, философской мысли меняется и общество. Такое научное явление как гелиоцентрическая система привела к обрушению ряда церковных доктрин. Теория эволюции, сформулированная Ч. Дарвином при наблюдении галапагосских вьюрков, произвела переворот не столько в науке, сколько в обществе, дав фундамент материализму и породив учение социал-дарвинизма. Вместе с обществом меняется культура, в том числе и танцевальная.
Современные философы науки историю философии и науки делят на 4 основных периода:
1.Доклассический (натурфилософский), продолжительностью до эпохи позднего средневековья -начала Ренесанса (XV-VXI, по отдельным критериям и авторам XVIIв), большинство исследователей относят переход на следующий этап на XVIв.
2.Классический период (не путать с классицизмом в искусстве), длившихся с XVI по конец XIX, начало ХХвв.
3.Неклассический период (модернизм), длился с начала до середины ХХв
4.Пост-неклассический (постмодернизм), середина ХХв - наши дни.
Так каковы основные черты каждой эпохи, и что происходило с танцами в этот период?
Общество античное, средневековое доклассического периода было патриархальным, большую роль в жизни общества играла религия. Со средних веков в Европе основными двигателями науки, философии, документоведения были "мракобесные" священники и монахи (за рубежом - Р. Бэкон, У. Оккам, Л.Пачоли; на Руси - Нестор, Кирик Новгородец и др.).
Научная картина мира зиждилась на домыслах, церковных постулатах и обрывочных эмпирических данных. Хотя в общем она соответствовала обыденным представлениям. Ну ведь правда, что Земля - плоская, а Солнце вращается вокруг Земли. Это каждый человек видит, и доказывать не нужно. Крысы? Дьявол их побери, сами в сарае появились, видит Бог, я их туда не поселял. Да и возникли они наверно, по наущению дьявола, если объедают добрых христиан. И плесень на хлебе - или божье наказание, или происки сатаны. Никто из крестьян ее не сеет, она сама... Отцы церкви могут подтвердить, ну или алхимики.
В целом, о жизни общества мало литературных данных, значимая часть наших познаний строится на догадках, этнографических, археологических данных.
Этот период породил наиболее архаичные виды танцев - общественных (бранли, хороводы, возможно, полонез - первое упоминание относится к XVв) и сольных воинских (присядка, гопак). Большая часть танцев исполнялась под пение, или же под какую-то музыку, которая до нас по ряду причин не дошла.
Окончание периода ознаменовалось падением Византии, гуситскими войнами, окончанием Столетней войны, окончательным крещением Европы. Европа съела все имеющиеся пространство как в географическом, так и моральные, требовались новые горизонты.
Классический период начинается с религиозных войн между католиками и протестантами, Великих географических открытий, становлением ряда научных направлений (геологии, минералогии, физики, химии, биологии), гениальных открытий в области астрономиии, географии и других науках. В этот период появляются светские ученые, впоследствии наука становится полностью светской. Мироздание объясняется механистическими принципами - гравитацией, магнетизмом, электричеством. Все это можно увидеть, "пощупать". Да, шарообразность Земли тут на равнине не увидеть, зато в прибрежных районах - пожалуйста, сперва появляется мачта, затем корабль. Да и если плыть все время на запад, приплывешь обратно - в родную Португалию. Земля вертится вокруг Солнца - траектория движения планет и математика вам в помощь, получается все четко, красиво, а значит верно. Ведь наиболее простое объяснение - самое правильное. Крысы сами по себе в сарае не появляются, если мы возьмем и заканопатим все щели - не то что крыса не пролезет, мышь не прошмыгнет. А виноградный сок в сосуде с хитро-изогнутым горлом уже столетия не бродит. Химики также экспериментально установили и доказали наименьшую частицу - атом. Она наименьшая и оттого не делится. Помимо Европы, Азии и Африки существуют еще множество земель и континентов, мир больше, чем предполагалось ранее. Изобретение воздушного шара и дирижабля показало - можно плавать не только по воде, но и по воздуху. Достаточно только пилоту и шару стать легче воздуха.
В обществе уменьшается роль религии, Римом издаются эдикты веротерпимости, что приводит к замирению католиков, протестантов, православных. Появляются книгопечатание. Увеличивается доля грамотного населения.
Паровой двигатель, доктрина о разделении труда приводят к расслоению в обществе по производительности труда. Так зарождается класс капиталистов, начинают происходить буржуазные революции в Англии, Франции.
Искусство характеризуется появлением и устанавлением новых канонов в живописи, скульптуре, музыке. Возникают системы записи музыки, пишутся первые книги с описанием танцев. Происходит становление и развитие бальной культуры, параллельно идет дальнейшее развитие и взаимное влияние народных и бальных танцев друг на друга. Так, полонез, кадрили из высшего общества переходят в народ, а лендлеры, польки, мазурки и другие из народа переходят в высший свет. Возникает классический сценический танец (балет). В этот период отмечается самый высокий уровень развития танцевальной культуры вообще, а бальной в частности.
Окончание периода характеризуется - последними географическими открытиями 1910-е гг. в Российской Арктике. Больше нет мест, где не ступала нога человека... Летать можно не только становясь легче воздуха, а оказывается есть другие законы физики, зная которые можно проводить полет аппаратов тяжелее воздуха. Доселе неделимый атом оказывается делим на электрон и ядро... Возник новый принцип, озвученный В.И. Лениным - «АТОМ НЕИСЧЕРПАЕМ, ТАК ЖЕ КАК ВСЕЛЕННАЯ». Подхваченное и разнесенное замечание Дарвина о галапагосских вьюрках привело наиболее либеральных ученых к выводу что Бога нет... Так роль религии сводится к минимуму - появляется учение атеизма и материализма. На рубеже эпох происходит усиление социалистических идеалоги. В искусстве в конце классического этапа возникают упаднические тенденции, называемые декадансом.
Начинается Первая Мировая война.
Незадолго до Первой мировой войны - в 1910-е гг. начался кризис в искусстве, описанный Н.Бердяевям в своих лекциях. Этот кризис он считал более глубоким, нежели между кризисом Ренесанса. Сейчас это называется переход от классического к неклассическому периоду. Первая мировая война, череда революций, напор научно-технического прогресса, а также исчерпание ряда идеалогий усугубили ситуацию. Идеалогия европоцентризма рухнула, а теория относительности А.Энштейна показала, что все относительно... Механистическая концепция не смогла уже объяснить устройство атома водорода, оказалось что помимо гравитационных и электро-магнитных сил, есть молекулярные и атомарные.
Индустриализация, урбанизация, массовое образование привели к тому, что новые поколения отрываются от своих корней в моральном и географическом смысле. В общественной жизни религиозный аспект зачастую уходит на второй план, большее значение начинают приобретать социальные и национальные черты идентификации, хотя эти процессы двояки. С одной стороны - учения о классовой борьбе, с другой стороны - бежавшие от революции аристократы работают таксистами и грузчиками в портах... В одних странах Европы доселе презираемые жиды стали полноправными членами общества, и даже занимать значимые государственные посты, в других странах они стали подлежать массовому уничтожению. Однозначно начинается процесс эмансипации, особенно бурно он происходил в Советской России. Именно у нас женщины первые получили право голоса на референдуме, получили право на проведение абортов.
В искусстве происходят глобальные изменения - появление кубизма, а позже футуризма отрицает весь предыдущий исторический опыт. Появляются примитивизм и абстракцианизм. Взамен исчерпавшим себя архитектурным стилям XIXв возникает стиль модерн. В музыке появляются африканские мотивы, выразившиеся в джазе, основанному совсем на других принципах, нежели классическая. Появился новый вид искусства - синематограф. Он стал массовым, теперь искусство стало доступно массам. Синематограф являлся неким синтезом театрального, фотографического, музыкального и других видов искусств. Рушится старый мир и начинается строительство нового мира.
Европеская танцевальная культура претерпела два процесса. С одной стороны произошла консервация - хотя бы частично описаны, сведены, унифицированы народные танцы. С другой стороны происходит упадок бальной культуры. С 1910-х гг. на балах из старых европейских танцев остается только вальс. В 1920-е гг. в Англии появляется унификация бальных танцев - предшественников современных СБТ, значимую роль начинают играть американские и латино-американские танцы, возникают "европейская" и "латино-американская" программы БТ. Благодаря легендарной Айседоре Дункан возникает свободный пластический танец. Она выдвигает новую концепцию современного танца, основанного на античных идеалах гармоничного развития. Танец - выражение личности, неповторимости, индивидуальности, инструмент самопознания... Однако, свободный танец остается главным образом на сцене, не получив распространения в быту. Появляется новый вид танца - терапевтический медицинский (сродни аэробике и фитнесу) и танец как инструмент психологического познания на психологических треннингах.
Собственно бальная культура деградирует, маргинализируется. Наш любимый фильм "Звуки музыки" это наглядно показывает: в Австрии (родине вальсов) 1930-е гг. прогрессивная молодежь за Гитлера. Гитлер - круто, модно, стильно (: Разве можно представить Гитлера на балу? Все гитлер-юнгены уже не танцуют. А кто дает бал? Австрийсие самостийцы, которые еще цепляются за старое, за свои титулы, какие-то устаревшие нормы и правила, за свою уходящую в прошлое Австрию. Они есть, но у них уже нет будущего, да и сами они потом сбегают из своей страны.
В Советской России ситуация несколько другая - к 1930-м гг. жить стало легче, жить стало веселей. Чуть раньше главный бездетный педагог Н.К. Крупская ввела танцевальную программу для кадетов суворовского и нахимовского училища. Обучение танцам входило в программу обучения советских офицеров - самого образованного класса общетва. Несмотря на потерянное поколение гражданской войны и воинствующего коммунизма общественная танцевальная культура преобразовалась и просуществовала весь неклассический период. Так появляется Советская бальная школа - интересное и мало изученное явление.
Ко времени подрастания поколения рожденного во Вторую мировую войну начинается пост-неклассический период. В науке он характеризуется - полетами в космос, на другие космические тела человека и автоматических аппаратов (Луну, Венеру, Марс). Земля не столь уникальное Божественное творение, а вполне заурядное. Прилетели, покорили. Оказалось, что атом состоит не только из электронов и нуклонов, но и нуклоны делятся на кварки. Открыта антиматерия... Открылись новые горизонты как в исследовании атома (а он ведь неисчерпаем как вселенная), так и в исследовании космоса. Неисчерпаемым оказывается не только атом, но и жизнь - можно комбинировать и моделировать гены, вмешиваться в когда-то божественное произведение. Человек стал почти столь же мудрым как и Бог (книга Бытия Ветхого завета). Хоть этот вопрос дискуссионен, однако сама дискуссия уже о многом свидетельствует.
В общественной мысли с одной стороны начинается переосмысление и некий возврат к идеям прошлых эпох, с другой стороны усиливается разрыв. Медики обратили внимание на древние, традиционные методы лечения - оказывается знахари и шаманы доклассического периода не такими уж и темными были. Произошло переосмысление религиозно-мистических представлений классического и до-классического периода.
Произошло разочарование в строительстве нового мира. Энтузиазм постройки коммунизма, приведения арийской нации к торжеству сошли на нет. Западное общество устало от войн, революций, в связи с чем устроило новую - сексуальную революцию. В России происходит массовая алкоголизация. Именно с этих пор идет большинство "древних русских" обычаев, связанных с алкоголем (т.е. сейчас им не более полувека). С этих пор намечаются тенденции по естественному вымиранию Европы. Происходит диссипация общества - из монолитного оно превращается в кластерное с множеством субкультур и направлений. В этот период богословы придумали принцип "не важно какая конфессия, лишь бы человек был хороший, и тогда попадешь в рай" что по сравнению с богословием XVIв - абсолютное разложение церковной мысли и полный коллабрационизм.
В музыке возникли множество новых направлений стилей. С одной стороны на эстраде появилась музыка с фолклорным колоритом, называемая ныне фолк. С другой стороны произошел еще больший уход от классики - сформировался рок-н-ролл, который впоследствии дал жизнь рок- и металл-музыке. Параллельно стала развиваться музыка с ломанным ритмом - хип-хоп и др. Исходя из концепции модернизма, что искусство выходит за свои рамки, музыка все чаще выходила из своих рамок, превращаясь в какофонию и набор шумов, чем весьма часто экспериментировали многие музыканты. Стали появляться домашние телевизоры. Теперь уже кино не только в театре, но и дома. Не весь кинозал смотрит одно кино, а каждый решает какой канал смотреть. Под этот запрос и растет количество каналов телевидения.
В танцах появляются твист - принципально новый тип танца для которого не нужна пара, а тем более каре... Обучение твисту практически не требовалось, особенно нагляден эпизод с давлением окурков в "Кавказской пленнице".
Новая смена музыки, танца , смена нравов и полового воспитания привели к резкому упадку и(или) маргинализации общественных танцев. В частности, в нашем г.Миассе общественные танцы сошли на нет к середине 1960-х гг, в более крупных городах они постепенно перешли в категорию "кому за...", т.е. лишились будущего. В свободном танце, возникшем в начале века, произошел взрыв, новое поколение восстало против пионеров и стали разрабатывать свои тенденции. А свободный танец начала века начал консервироваться и как оно противоречиво звучит, канонизироваться.
Танцам учат лишь малых детей или профессионалов - на сцену, для соревнований, они не имеют социального значения. В социальном плане в пост-неклассическую эпоху танцев нет. Об уровне бальной культуры свидетельствует, что среди перечня специальностей по танцам есть 070304 Искусство танца (по видам: народный, спортивный бальный, эстрадный, современный (модерн) и 070302 Искусство балета, артист балета. Как видно, бытовых бальных танцев нет, танцмейстеров никто не учит, все основано на принципах самоорганизации.
Уже выросло два-три поколения в общественно-танцевальном вакууме. Значимая часть молодежи ныне довольствуется аритмичной какофонической музыкой и соответсвтующими танцами на дискотеках. Существует ряд субкультур, где танец является важной составляющей (хип-хоп и др.), но они заимствованы из культурно чуждых и далеких стран и ведут к полной подмене и искажению оставшихся обычаев и традицийи еще большей диссипатизации общества. Эти сольные танцы не учат этикету и социальным взаимоотношениям полов, они лишь подчеркивают отдельные физические и моральные навыки танцора. Обычно они несут социально-отрицательные нагрузки (танцы улиц, романтика гетто большого города)... На роль социальных танцев претендуют контактная импровизация и некоторые другие явления, но и они не имеют значимого распространения.
В диссипативном обществе никакой субкультуре не занять лидирующего положения, что делает его более устойчивой (но тяжело организуемой) системой. Занимать свою нишу стали социальные ("исторические") танцы, но стать массовыми уже вряд ли удастся без кардинального изменения общества.
Для выработки мнения на дальнейшее развитие и вообще про диссипативные явления недурно почитать И.Пригожина и его неравновесную термодинамику и описание диссипативных структур. (для эрудиции - существенным отличием живого организма и общества от равновесной термодинамики является способность к самоорганизации). Как происходит организация диссипативного общества, как проникнуть и структурировать общество в желаемом для нас направлении остается открытым вопросом. Да и вообще оно нам надо ли?...
Для дальнейшего развития мысли как мне кажется нужно выяснить причины упадка европейских общественных танцев и бальной культуры в частности. В связи с чем, недурно почитать об эстетике модернистического и постмодернистического искусства, труды теоретиков свободного танца, а также провести некоторые исследования по общественным танцам советского общества. Это явление абсолютно не изучено.